Инновационный проект
«Формирование толерантных качеств образовательной среды»

Проект разработан: Проценко Е.Л.

 
Тема проекта: Формирование толерантных качеств образовательной среды.

I. Актуальность темы:
Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективна эта работа будет только тогда, когда будет вестись с раннего детства.
Основная идея проекта по формированию толерантных качеств образовательной среды заключается в том, чтобы создать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организация станицы.

II. Научная проблема характеризуется вопросом, как с помощью формирования толерантных качеств образовательной среды сформировать представление ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

Объект исследования: образовательная среда школы.

Предмет исследования: самоактуализирующаяся личность, результат формирования толерантных качеств образовательной среды.

Гипотеза: есть предположение, что формируя в учащихся толерантные качества в учебно – воспитательном процессе, результатом педагогической деятельности станет самоактуализирующаяся личность.

Базу инновационной работы составляет ГПП (группа предшкольной подготовки), учащиеся 1 – 11 классов.

Цель проекта – укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества.

Задачи проекта:
1. Развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни.
3. Развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

III. Механизм реализации проекта.

1. Уроки.
2. Внедрение программы «Дом, в котором живет Уважение» (приложение 1).
3. Классные часы, анкетирование, диспуты и другие мероприятия на тему «Черты толерантной личности».
4. Работа школьной библиотеки (библиотечные уроки, выставка книг по теме «Толерантность»).
5. Проведение Дня толерантности (16 ноября) (приложение 2); Недели Добра (приложение 3).
6. Работа центра выходного дня «Гармония» (приложение 4).
7. Работа с родителями (приложение 5).
8. Проведение «Уроков толерантности».

IV.  Кадровое обеспечение проекта.
- педагоги дополнительного образования;
- учителя;
- библиотекарь;
- родители.

V. Литература

1. Айзенк Г., Вильсон Г. как измерить личность. М., 2000.
2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., О смыслах понятия толерантность// Век толерантности: Научно – публицистический вестник. М. 2001.с. 8 – 18.
3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М. 2003.
5. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. М., 1997.
6. Права ребенка и толерантность, использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8 – 10 классов. Ростов – на – Дону, 2002.
7. Права человека: Методика преподавания в школе (9 – 11 классы). Пермь, 2004.
8. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности ля подростков. М., 2000.
9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998. ............Скачать(RAR в архиве предоставлены: Проект, приложения, презентация)

Hosted by uCoz