|
Школьный музей является структурным
подразделением
МОУ СОШ № 6 имени Ю.В. Кондратюка.
Школьный музей
является одной из форм дополнительного образования в условиях
образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность,
самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки,
оформления и пропаганды материалов – источников по истории космонавтики и
людей, чьи судьбы причастны к космонавтики, имеющих воспитательную и
научно-познавательную ценность.
Работа
музея ведется по трем основным направлениям:
1. Пропаганда жизни и деятельности Ю.В.Кондратюка (А.И. Шаргей)
2. Пропаганда достижений российской (советской) космической науки.
3. Краеведение.
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой
самостоятельности и общественной активности, учащихся в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.
Музей является составной частью учебно-воспитательного процесса школы.
Помогает эффективно решать многие педагогические задачи по изучению жизни и
деятельности Ю.В. Кондратюка, достижений российской (отечественной)
космонавтики, родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к
малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений.
Музей – это стержень воспитательных работ, база углубленного изучения
истории жизни школы, массового вовлечения учащихся в краеведческую
деятельность. При организации музея необходимо учитывать, что это
собирательная и поисковая работа.
Основой создания музея является деятельность гениальнейшего учёного Ю.В.
Кондратюка, опирающаяся на самоуправление и инициативу учащихся. Работа
музея должна иметь тесную связь с учебной работой, опираясь на общественные
организации.
Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся,
развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве.
Большое место в работе музея занимают экскурсии, лекции, поэтому необходима
очень хорошая подготовка. Необходимо обратить внимание на тесную связь
деятельности музея с учебным процессом в школе. В работу музея включаются
учащиеся разных школьных возрастов – это залог преемственности в его
работе, поддержания музейных традиций.
Школьный музей – эффективная форма организации и подачи учебного материала,
позволяющего с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по
всем разделам школьной программы. Кроме того, музей предоставляет большие
возможности для организации самостоятельной и, что еще более важно,
творческой работы учащихся.
Особенности
школьного музея:
1. Образовательный музей, экспозиции которого напрямую используются
учителем литературы, истории, географии, биологии и др.
2. Воспитательный музей, где происходит процесс воспитания, в том числе во
внеурочное время, и имеет преобладающее значение во всей деятельности
музея.
3. Адресный музей, где детская аудитория является приоритетной.
Именно школьный музей способен реализовать принцип:
«Музей
для детей и руками детей».
Цели школьного музея:
Школьный музей призван:
• способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических
качеств,
• расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей
к овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской
деятельности,
• служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
дополнительного образования.
Задачи
школьного музея:
1. Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
2. Провести экскурсионно-просветительскую работу с детьми и взрослыми.
3. Осуществлять сотрудничество с учителями-предметниками в школе и успешно
реализовывать межпредметные связи.
4. Проводить оформление собранного материала.
5. Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение.
6. Пополнять фонд музея.
7. Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок.
8. Оказывать содействие учителям в использовании музейных материалов в
учебном процессе.
9. Проводить сборы необходимых материалов на основании предварительного
изучения литературы и других источников по соответствующей тематике.
10. Проводить научно-лекционные занятия по различной тематике.
11. Для работы в музее приглашались и приглашаются люди связанные с
российской (советской) космонавтикой.
12. Обучить актив музея, проводить экскурсии, оформлять собранный материал,
классифицировать его, вести учет, прививать у учащихся заинтересованность в
работе школьного музея.
Признаки
школьного музея.
Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он
ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу,
экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с
учебно-воспитательными задачами школы.
Школьный
музей имеет ряд признаков:
1. Основной признак любого музея, в том числе и нашего школьного, - наличие
фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об
истории российской (советской) космонавтики. Эти предметы и документы
составляют основу музея.
2. Музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея
должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной
темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в
соответствии с логикой разделов музея.
3. Музей имеет помещение и оборудование, обеспечивающие хранение и показ
собранных коллекций.
4. Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив
учащихся - Совет музея, способных вести под руководством педагогов
систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в
комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных
материалов.
5. В деятельности музея прослеживаются элементы социального партнёрства.
6. Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея.
Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого
типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то
деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через
различные формы экспозиционно-выставочной и массово- просветительной работы
и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное
воздействия на них посредством личного участия в работе музея.
7. Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности
школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок
выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как
активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся
постоянно соприкасаются с историей школы, края независимо от того, какую
тему они изучают.
8. Феномен школьного музея состоит том, что его
образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно
проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений
музейной деятельности.
Социальные
функции школьного музея.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом
воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в
поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с
историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри,
понять, как много сил и души вложили их предки в развитие российской
(советской) космонавтики, культуру края, частью которого является семья и
школа.
Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к
культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и
любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах
научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих
походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в
автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в
процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это
навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические
источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит
от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейная
работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают
важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих
лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и
отвечать за свои поступки и решения.
Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает
возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя.
Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического
самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности,
воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и
комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и
изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция
осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно
фондовая работа, создание экспозиций.
Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать
документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно
документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее
стенах.
Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем
целенаправленно не занимается практически ни одно государственное
учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые
пятна» в ее истории.
Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания,
реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция
осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных
профессий, в процессе изысканий оказывают определенное влияние на
профессиональную ориентацию учащихся.
Многие педагоги - руководители школьных музеев, других объединений отмечают
высокий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью,
профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное,
библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими
изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками
правоохранительных органов и т.п.
Основные
функции школьного музея:
- документирование истории путём выявления, сбора, изучения, хранения
музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по развитию, социализации
обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной
деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Поисково-собирательская
работа в школьном музее
(музееведческий и педагогический аспекты).
• Музееведческий
аспект предусматривает знание основного дела: умение правильно оформлять
учётные документы, знания научного описания музейных предметов.
• Педагогический аспект состоит в том, чтобы привлечь максимально широкий
круг учащихся. Для этого используется введение новых дополнительных
разделов и экспозиционных комплексов.
Прогнозируемый
результат:
1. Учащиеся должны уметь создавать экспозиции из собранного материала.
2. Должны научиться целенаправленно вести поиск необходимых экспонатов.
3. Уметь проводить экскурсионные выставки в школе.
4. Создавать творческие работы на определенную тему.
5. Изучать научную литературу о создании музеев в России.
6. Уметь работать в архивах, библиотеках.
7. Должны хорошо ориентироваться и представлять будущую экспозицию.
8. Проявлять любовь к созданию школьного музея.
Патриотическое
воспитание школьников – основная задача школьного музея.
У
нашей станицы, как и у любого села, есть своя история. Но нередко в
этой истории много «белых пятен». Здесь и проявляется возможность для
учителей творчески использовать стремление детей узнать что-то новое,
сохранить и донести потомкам. Только правильно организованная работа с
детьми окажет глубокое влияние на их сознание, углубит их знания, приучит к
исследовательской работе и поможет воспитать гражданина и патриота,
человека, горячо любящего свою землю.
Центром патриотического воспитания в нашей школе на протяжении
многих лет является музей космонавтики имени Ю. В. Кондратюка, созданный
много лет назад большим энтузиастом своего дела, человеком увлеченным – М.
А. Косенко. Музей играет важную роль в учебно-воспитательном процессе
школы. Члены музея вместе с руководителем Глушко Е. К. проводят
викторины, уроки мужества, беседы, экскурсии для учащихся и гостей школы.
Учащиеся школы используют материал музея при написании исследовательских
работ по истории и краеведению.
Центральное
место в музее занимает экспозиции «Теоретики космонавтики»,
«Земляки-космонавты», что очень необычно для сельской школы. Собран
интересный материал, посвященный теме «Кубань и космонавтика».
Воспитательная работе в школе тесно связана с деятельностью музея, ведь
именно члены музея и кружка «Поиск» занимаются не только пропагандой уже
известных исторических событий, но и поиском новых, ещё не ставших
достоянием общественности, фактов.
Члены музея активно взаимодействуют с другими школьными
музеями, федерацией космонавтики Краснодарского края, поддерживают тесную
связь с ветеранами Байконура и Плисецка. В школе ежегодно проводится Неделя
космонавтики и Гагаринские чтения. Ребята принимают участие в краевых
Гагаринских чтениях, где их работы получают высокую оценку. В этом году
делегация членов совета музея по приглашению краевой федерации космонавтики
побывала на праздновании 100-летнего юбилея Героя Советского Союза
летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи.
Конечно,
работа музея не может ограничиваться только космическим направлением, идет
сбор материала по истории нашей станицы и школы. Планируется открыть новые
экспозиции музея, которые позволят успешно решать вопросы патриотического
воспитания подрастающего поколения в нашей школе. Изучая историю своей
станицы, своей малой Родины, переживая чувство любви к ней, проявляя
заботу о её настоящем и будущем, школьник становится (гражданином
своей страны) нравственной личностью, у него формируется патриотическое
сознание.
Часть
экспозиций музея посвящена краеведению, ведь знания о своей малой Родине
способствуют формированию любви к ней, бережному отношению к наследию
предшествующих поколений.
Узнавая новое о своей малой Родине , семье, учащиеся испытывают особую
радость познания, что позволяет им формировать чувства
гражданственности и патриотизма не на абстрактных идеалах, а на примерах
своих родных и близких, на событиях из истории своей станицы.
Я думаю, что воспитание патриотизма, уважения к истории своей станицы
должно строиться на конкретной исторической основе. А школьный музей
будет центром краеведческой работы школы: мы будем продолжать
накапливать материал по истории космонавтики, станицы, школы.
Поездка
членов школьного музея на празднования 100-летия Героя Советского Союза Г.Я.
Бахчиванджи.
Члены
музея имени Ю.В. Кондратюка и активисты кружка «Поиск» 28 февраля 2009 года
побывали по приглашению Краснодарского краевого комитета космонавтики на
торжественном собрании общественности края, посвященному 100-летию со дня
рождения Героя Советского Союза, летчика испытателя, уроженца Кубани – Г.Я.
Бахчиванджи и 22-х летней годовщине образования Краснодарского краевого
комитета космонавтики. На собрании общественности присутствовали
представители администрации края, активисты космического движения Кубани,
ветераны Байконура и Плисецка, делегации школьных музеев космонавтики.
Делегацию МОУ СОШ №6 имени Ю.В. Кондратюка представляли: Пигорева А.,
Новикова А., Науменко А., Якаева А., Войтюхова Д. и Высоцкий А. во главе с
руководителем школьного музея космонавтики, учителем истории Е. К. Глушко.
В
городе Краснодаре в гимназии № 72 имени академика В.П. Глушко нас радушно
встречали учащиеся и руководители гимназии – организаторы мероприятия.
После регистрации мы посетили музей авиации и космонавтики имени академика
В.П. Глушко, в котором познакомились с интересными экспозициями,
посвященными землякам-космонавтам и теоретикам космонавтики. К
100-летнему юбилею Героя Советского Союза, летчика-испытателя Г.Я.
Бахчиванджи в музее били выставлены материалы, собранные учащимися
гимназии.
Много
интересного и увлекательного рассказывал нашей делегации ветеран Байконура
Белов Герман Дмитриевич, который предложил ребятам сотрудничество в
подготовке исследовательских работ на космическую тематику. Большой интерес
вызвало выступление ветерана космодрома Байконур М.В. Мамая, который
участвовал в запуске первого искусственного спутника земли.
В
рамках торжественного собрания состоялось награждение лучших учеников, из
числа учащихся достигших успехов в области аэрокосмонавтики образования и
популяризации истории культуры наследия космонавтики на Кубани. Наши ребята
были награждены грамотами (Пигорева А. 10 кл., Науменко А. 9 кл., Высоцкий
А. 8кл.) и подарками (Новикова А. 10 кл., Войтюхова Д. 6кл., Якаева А. 7
кл.).
Затем
для гостей был показан концерт организованный учащимися. После концерта мы
встретились с кубанским писателем Кронидом Обойщиковым.
Эта
поездка произвела на ребят неизгладимое впечатление, на обратном пути они
уже обсуждали темы своих исследовательских работ для участия в ежегодных
краевых Гагаринских чтениях.
Хочется
пожелать членам школьного музея плодотворной исследовательской работы,
осуществления новых творческих замыслов.
|