Школьный музей является структурным подразделением
МОУ СОШ № 6 имени Ю.В. Кондратюка.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории космонавтики и людей, чьи судьбы причастны к космонавтики, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Работа музея ведется по трем основным направлениям:
1. Пропаганда жизни и деятельности Ю.В.Кондратюка (А.И. Шаргей)
2. Пропаганда достижений российской (советской) космической науки.
3. Краеведение.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности, учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов.
Музей является составной частью учебно-воспитательного процесса школы. Помогает эффективно решать многие педагогические задачи по изучению жизни и деятельности Ю.В. Кондратюка, достижений российской (отечественной) космонавтики, родного края, воспитанию в детских душах чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений.
Музей – это стержень воспитательных работ, база углубленного изучения истории жизни школы, массового вовлечения учащихся в краеведческую деятельность. При организации музея необходимо учитывать, что это собирательная и поисковая работа.

Основой создания музея является деятельность гениальнейшего учёного Ю.В. Кондратюка, опирающаяся на самоуправление и инициативу учащихся. Работа музея должна иметь тесную связь с учебной работой, опираясь на общественные организации.

Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве.
Большое место в работе музея занимают экскурсии, лекции, поэтому необходима очень хорошая подготовка. Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебным процессом в школе. В работу музея включаются учащиеся разных школьных возрастов – это залог преемственности в его работе, поддержания музейных традиций.
Школьный музей – эффективная форма организации и подачи учебного материала, позволяющего с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по всем разделам школьной программы. Кроме того, музей предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и, что еще более важно, творческой работы учащихся.

Особенности школьного музея:
1. Образовательный музей, экспозиции которого напрямую используются учителем литературы, истории, географии, биологии и др.
2. Воспитательный музей, где происходит процесс воспитания, в том числе во внеурочное время, и имеет преобладающее значение во всей деятельности музея.
3. Адресный музей, где детская аудитория является приоритетной.
Именно школьный музей способен реализовать принцип:

«Музей для детей и руками детей».
Цели школьного музея:
Школьный музей призван:

• способствовать формированию у школьников гражданско-патриотических качеств,
• расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей к овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности,
• служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Задачи школьного музея:
1. Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
2. Провести экскурсионно-просветительскую работу с детьми и взрослыми.
3. Осуществлять сотрудничество с учителями-предметниками в школе и успешно реализовывать межпредметные связи.
4. Проводить оформление собранного материала.
5. Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение.
6. Пополнять фонд музея.
7. Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок.
8. Оказывать содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.
9. Проводить сборы необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике.
10. Проводить научно-лекционные занятия по различной тематике.
11. Для работы в музее приглашались и приглашаются люди связанные с российской (советской) космонавтикой.
12. Обучить актив музея, проводить экскурсии, оформлять собранный материал, классифицировать его, вести учет, прививать у учащихся заинтересованность в работе школьного музея.

Признаки школьного музея.
Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Школьный музей имеет ряд признаков:
1. Основной признак любого музея, в том числе и нашего школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории российской (советской) космонавтики. Эти предметы и документы составляют основу музея.
2. Музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.
3. Музей имеет помещение и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.
4. Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив учащихся - Совет музея, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
5. В деятельности музея прослеживаются элементы социального партнёрства.
6. Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово- просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействия на них посредством личного участия в работе музея.
7. Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, края независимо от того, какую тему они изучают.
8. Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Социальные функции школьного музея.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие российской (советской) космонавтики, культуру края, частью которого является семья и школа.
Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейная работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.
Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций.
Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах.
Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.
Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, в процессе изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Многие педагоги - руководители школьных музеев, других объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Основные функции школьного музея:
- документирование истории путём выявления, сбора, изучения, хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской, методической, информационной деятельности;
- развитие детского самоуправления.

Поисково-собирательская работа в школьном музее
(музееведческий и педагогический аспекты).

• Музееведческий аспект предусматривает знание основного дела: умение правильно оформлять учётные документы, знания научного описания музейных предметов.
• Педагогический аспект состоит в том, чтобы привлечь максимально широкий круг учащихся. Для этого используется введение новых дополнительных разделов и экспозиционных комплексов.

Прогнозируемый результат:
1. Учащиеся должны уметь создавать экспозиции из собранного материала.
2. Должны научиться целенаправленно вести поиск необходимых экспонатов.
3. Уметь проводить экскурсионные выставки в школе.
4. Создавать творческие работы на определенную тему.
5. Изучать научную литературу о создании музеев в России.
6. Уметь работать в архивах, библиотеках.
7. Должны хорошо ориентироваться и представлять будущую экспозицию.
8. Проявлять любовь к созданию школьного музея.

 

 

Патриотическое воспитание школьников – основная задача школьного музея.

 

 У нашей станицы, как и у любого села, есть  своя история. Но нередко в этой истории много «белых пятен». Здесь и проявляется возможность для учителей творчески использовать стремление детей узнать что-то новое, сохранить и донести потомкам. Только правильно организованная работа с детьми окажет глубокое влияние на их сознание, углубит их знания, приучит к исследовательской работе и поможет воспитать гражданина и патриота, человека, горячо любящего свою землю.

     Центром патриотического воспитания в нашей школе на протяжении многих лет является музей космонавтики имени Ю. В. Кондратюка, созданный много лет назад большим энтузиастом своего дела, человеком увлеченным – М. А. Косенко. Музей играет важную роль в учебно-воспитательном процессе школы. Члены музея вместе с руководителем Глушко Е. К.  проводят викторины, уроки мужества, беседы, экскурсии для учащихся и гостей школы. Учащиеся школы используют материал музея при написании исследовательских работ по истории и краеведению.  

 Центральное место в музее занимает экспозиции «Теоретики космонавтики», «Земляки-космонавты», что очень необычно для сельской школы. Собран интересный материал, посвященный теме «Кубань и космонавтика». Воспитательная работе в школе тесно связана с деятельностью музея, ведь именно члены музея и кружка «Поиск» занимаются не только пропагандой уже известных исторических событий, но и поиском новых, ещё не ставших достоянием общественности, фактов.

               Члены музея активно взаимодействуют с другими школьными музеями, федерацией космонавтики Краснодарского края, поддерживают тесную связь с ветеранами Байконура и Плисецка. В школе ежегодно проводится Неделя космонавтики и  Гагаринские чтения. Ребята принимают участие в краевых Гагаринских чтениях, где их работы получают высокую оценку. В этом году делегация членов совета музея по приглашению краевой федерации космонавтики побывала на праздновании 100-летнего юбилея Героя Советского Союза летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи.

Конечно, работа музея не может ограничиваться только космическим направлением, идет сбор материала по истории нашей станицы и школы. Планируется открыть новые экспозиции музея, которые позволят успешно решать вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в нашей школе. Изучая историю своей станицы, своей малой Родины, переживая чувство любви к ней, проявляя  заботу о её настоящем и будущем, школьник становится (гражданином своей страны) нравственной личностью, у него формируется патриотическое сознание.

 Часть экспозиций музея посвящена краеведению, ведь знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению к наследию предшествующих поколений.

            Узнавая новое о своей малой Родине , семье, учащиеся испытывают особую радость познания, что позволяет им  формировать чувства гражданственности и патриотизма не на абстрактных идеалах, а на примерах своих родных и близких, на событиях из истории своей станицы.

            Я думаю, что воспитание патриотизма, уважения к истории своей станицы должно строиться на конкретной исторической основе. А школьный музей  будет центром краеведческой работы школы: мы будем продолжать накапливать материал по истории  космонавтики, станицы, школы.

 


 

Поездка членов школьного музея на празднования 100-летия Героя Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи.

 

 

Члены музея имени Ю.В. Кондратюка и активисты кружка «Поиск» 28 февраля 2009 года побывали по приглашению Краснодарского краевого комитета космонавтики на торжественном собрании общественности края, посвященному 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза, летчика испытателя, уроженца Кубани – Г.Я. Бахчиванджи и 22-х летней годовщине образования Краснодарского краевого комитета космонавтики.  На собрании общественности присутствовали представители администрации края, активисты космического движения Кубани, ветераны Байконура и Плисецка, делегации школьных музеев космонавтики. Делегацию МОУ СОШ №6 имени Ю.В. Кондратюка представляли: Пигорева А., Новикова А., Науменко А., Якаева А., Войтюхова Д. и Высоцкий А. во главе с руководителем школьного музея космонавтики, учителем истории Е. К. Глушко.

В городе Краснодаре в гимназии № 72 имени академика В.П. Глушко нас радушно встречали учащиеся и руководители гимназии – организаторы мероприятия. После регистрации мы посетили музей авиации и космонавтики имени академика В.П. Глушко, в котором познакомились с интересными экспозициями, посвященными землякам-космонавтам  и теоретикам космонавтики. К 100-летнему юбилею Героя Советского Союза, летчика-испытателя Г.Я. Бахчиванджи в музее били выставлены материалы, собранные учащимися гимназии.

image002                                                                   image003

Много интересного и увлекательного рассказывал нашей делегации ветеран Байконура Белов Герман Дмитриевич, который предложил ребятам сотрудничество в подготовке исследовательских работ на космическую тематику. Большой интерес вызвало выступление ветерана космодрома Байконур М.В. Мамая, который участвовал в запуске первого искусственного спутника земли.

В рамках торжественного собрания состоялось награждение лучших учеников, из числа учащихся достигших успехов в области аэрокосмонавтики образования и популяризации истории культуры наследия космонавтики на Кубани. Наши ребята были награждены грамотами (Пигорева А. 10 кл., Науменко А. 9 кл., Высоцкий А. 8кл.) и подарками (Новикова А. 10 кл., Войтюхова Д. 6кл., Якаева А. 7 кл.).

Затем для гостей был показан концерт организованный учащимися. После концерта мы встретились с кубанским писателем Кронидом Обойщиковым.

Эта поездка произвела на ребят неизгладимое впечатление, на обратном пути они уже обсуждали темы своих исследовательских работ для участия в ежегодных краевых Гагаринских чтениях.

Хочется пожелать членам школьного музея плодотворной исследовательской работы, осуществления новых творческих замыслов.

 

Hosted by uCoz