День, семьи любви и верности

или день Св. Валентина

 В последние годы в России стал популярен заграничный праздник, день святого Валентина. Русская православная церковь отмечает память Святого Валентина 12 августа.     

        Почему у нас, в России, легче приживаются чужие праздники, нежели чтятся свои? Я не случайно говорю об этом…

        Давайте рассмотрим 2 праздника: день Святого Валентина (который многие считают католическим, но об этом позже) и День Семьи, Любви и Верности, в этот день чтят святых Петра и Февронью.

        Немного истории о дне Святого Валентина…

        История праздника дня Святого Валентина берет своё начало с луперкалий древнего Рима. Луперкалии — фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна (Луперк (переводится как волк) — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля.

        В античное время детская смертность была очень высока, В 276 году до Рождества Христова Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания (порки) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам, чтобы обрести способность к деторождению.

        Место, где волчица (следуя легенде) выкормила Ромула и Рема (основателей Рима) считалось у римлян святым. Каждый год 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» (от лат. lupo волчица) во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи и после пира, молодые люди брали бичи из кожи жертвенных животных и выходили в город пороть женщин.

        В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с приходом христианства, этот еще долгое время существовал.

        За день до Луперкалий, в канун весны, римские матроны приносили жертвы и чтили Юнону - богиню материнства, брака, женщин и женской производительной силы. Как богиню плодовитости Юнону связывали с Фавном. В этот день девушки писали любовные письма. Письма помещали в огромную урну, а затем мужчины тянули письма. Потом каждый мужчина начинал ухаживать за той девушкой, любовное письмо которой он вытащил.

        В 494 г. Папа Геласий I пытался запретить этот языческий праздник. Празднику, который пришел на замену Луперкалиям, был назначен небесный покровитель — Святой Валентин, коего в 269 году н. э. римский император Клавдий Второй приказывает убить за его проповедническую деятельность среди молодежи. Он был казнен 14 февраля в 269 году после Рождества Христова. Позже он был канонизирован церковью. Вопреки расхожему мнению, Валентин никогда никого не венчал, никого тайно не любил, сохраняя свои священнические обеты.

        Однако, согласно легенде, в те далекие и темные времена властный и жестокий римский император Клавдий II вбил себе в голову, что одинокий мужчина — без семьи, жены и обязательств, лучше бьется за родину на ратном поле битвы, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А Святой Валентин был обычным священником, который сочувствовал несчастным влюбленным и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин.

        Долго ли, коротко ли, но «проделки» священника Валентина стали известны власти, и его кинули в тюрьму, приговорив к смертной казни. Как бы в награду за героизм, в тюрьме Святой Валентин знакомится с прекрасной дочкой надзирателя — Джулией. Влюбленный священник перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года нашей эры.

        Также римский папа Геласий I изменил день празднования Луперкалиа с 15-го на 14-е февраля (День Валентина). Через какое-то время празднества Луперкалиа исчезли, однако между ними и Днем святого Валентина до сих пор остается много общего.

        В 1969 году празднование дня св. Валентина было переведено в разряд факультативных (необязательных). В настоящее время католическая церковь отмечает в этот день память святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

        Ни Католическая, ни Православная церкви не отмечают "языческий" "День всех влюбленных", в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина - 14 февраля по Григорианскому календарю.

                   В Германии Святой Валентин считается покровителем не влюбленных, а… психически больных. В честь праздника немцы украшают психиатрические лечебницы алыми лентами, а в часовнях проводят специальное богослужение.

        Есть же государства, где празднование вовсе запрещено. Так в Саудовской Аравии и Иране за попытку отметить День Святого Валентина можно получить внушительный штраф.

 

 

        Теперь об истории нашего православного праздника…

 

         День семьи, любви и верности стали отмечать не давно, в 2008 года, но история праздника уходить далеко в прошлое…

        Этот прекрасный летний день выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб.

 

       

Идея возродить древнюю традицию праздновать День Петра и Февронии возникла у жителей города Мурома, где в XIII веке княжили святые супруги Петр и Феврония, были они образцом супружеской любви и верности, жили долго и счастливо и умерли в один день (эта известная многим фраза именно про них). Там же в Муроме на территории Свято-Троицкого женского монастыря покоятся чудотворные мощи святых Петра и Февронии, которые уже помогли многим верующим найти свою настоящую любовь, создать и сохранить семью, родить детей до этого бездетным парам. В монастыре даже ведут книгу, в которую записывают случаи чудесного исцеления.

          Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

 

        История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

        Записал повествование о благоверных Петре и Февронии в XVI в. священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

        Преподобный Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме благоверного Павла. Петр был тяжело болен проказой, и никто не мог избавить его от этого недуга.

        Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

        Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

        Благодатная девица имела премудрость Святых отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Священому Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

        После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

         Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" - Обличенный смутился и покаялся в душе.

        Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

        Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

        Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

 

         

 

Есть в жизни человека вещи глубоко личные, которые не только не хочется выносить на широкое, пусть и благожелательное, обсуждение, но не совсем даже и понятно, как, какими словами о них можно говорить, не разрушая, не опошляя. Одна из таких вещей – семья. Проблемы семьи – другая тема, говорить о них – дело привычное, хотя и неприятное. А вот счастливая семья, союз любящих, глубоко родных, иногда не кровно, друг другу людей – как рассказать о ней в масс медиа, не впадая в слащавость, с одной стороны, и в менторство (снисходительность) – с другой? Но есть, есть один прием: лучше всего обойтись без авторского текста. Пусть счастье читается, но не формулируется, потому что облеченное в словесную форму, оно вызывает желание усомниться, найти, где фальшивка, выискать какое-нибудь гаденькое «зато». Нет, зритель, читатель, слушатель должен сам сделать этот вывод, в этом случае он скорее поверит и проникнется чужим счастьем, чем поспешит совершить под него мысленный подкоп.

        Проводился соцопрос среди населения России, и 45% россиян считают, что именно день памяти Петра и Февронии, а не День св. Валентина в нашей стране должен стать Днем всех влюбленных. Но по своей сути вопрос был поставлен не правильно. Как можно чистые, православные традиции заменить западными языческими?... Мой вам ответ: «НИКАК!».

        А теперь дорогие читатели делаем выводы сами… Что именно для Вас важнее, чище и ближе по духу? …         

 

Hosted by uCoz