Способы развития орфографической зоркости

Орфография  —  это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает ее теорию менее сложной, поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у школьников на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе. Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Приемы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа ее усвоения, возраста учащихся, их развития и индивидуальных способностей. Как отмечает автор учебников для начальной школы Тамара Рамзаева, «предупредить — это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение — это и способ развития орфографической зоркости».

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Как же добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Методист по русскому языку профессор Михаил Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм задачи.

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием вставить пропущенные буквы, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя — научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Использование алгоритмов при обучении орфографии в практике начальной школы.

 

Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления  познавательной деятельностью учащихся.

Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создании новой системы учебной работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого является алгоритмизация.

В настоящее время в начальных классах, возможно, использовать только элементы программированного и алгоритмизированного обучения при формировании орфографических навыков, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание.

Работу на уроках русского языка, по  использованию    алгоритмов, проводят в 3 этапа:

 

1.Подготовительный   этап:

 

подготовка   базы   для   работы   с   новым  материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма,       формирование   нового   навыка.   Учащиеся   должны   быть  подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. Время,  отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности  учащихся.

Без этого этапа, по моему мнению, упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.

 

2. Основной этап:

 

а) У меня начинается с момента объяснения правила. Класс должен  активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Я провожу беседу, в  результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает  понимание и усвоение алгоритма.

б) далее по схеме я с классом разбираю 2-3 примера у доски.

в) раздаю карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице.

Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются  тренировочные      упражнения      (сначала     -     коллективно,      затем     самостоятельно).   Необходима  жесткая   фиксация  умственных   действий (например, в форме таблицы).

г) развернутое комментирование (карточки закрываются)

д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).

Тренировочный материал на этом этапе; упражнения учебника,  специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и  самостоятельно    из    учебника    (словосочетания,    предложения    или выборочные слова).

 

 

3.Этап сокращения операций.

 

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые  операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным  путем,     без  напряжения памяти.  Процесс  свертывания происходит не  одновременно и разными путями у разных учащихся.

Своевременному свертыванию    алгоритма способствуют сокращенные комментарии   и   образцы.      Комментарии   эффективны     тогда,      когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны  между      собой      общими      признаками      и      имеют      определенную последовательность.

Проблемы работы с обобщающими алгоритмами примерно те же.

Для улучшения усвоения модели алгоритма я использую в своей работе специальные приемы:

1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться помнить последовательность операций;

2)      письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из

учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому  - отвечать на них;

3)   вопросы учащихся типа: "что будем писать при двух ответах "да", при четырех "нет"?

Вспомогательный алгоритм (формирование грамматических понятий); не требует особых приемов работы. Они просты и усваиваются без  наглядных схем и карточек. Строятся они на основе анализа;  грамматического значения и грамматических форм слова. Сначала идет   различение слов по значению (предмет:    кто?    что?). Одновременно   практические   навыки в определении грамматических форм: число (один-много), лицо (я-ты-он) и т.д. Потом алгоритм на определение частей речи:       

1) Установи связь слов.

2)     Что обозначает слово?

3)     Что обозначает его окончание (суффикс)?

4)     Как изменяется слово?

5)     На какие вопросы оно отвечает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ

 

1 шаг.

В корне слова есть безударная гласная?

Да                 

 

2шаг. Подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная стоит под ударением.

Удаётся найти                  не удаётся: проверь по

проверочное слово           словарю.

 

3 шаг.

Напиши соответствующую гласную букву. Проверь написанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ ПАРНОЙ СОГЛАСНОЙ

1шаг. Есть ли в слове «слабая» позиция согласного?

Есть                                             нет: проверять нечего.

 

2шаг. Подбери однокоренное слово, в котором этот согласный находится перед гласным или согласными

л, м, н, р.

Удаётся найти                             не удаётся: проверь по

проверочное слово                     по словарю.

 

3 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Сделай вывод. Напиши правильно. Проверь написанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ СЛИТНОГО (РАЗДЕЛЬНОГО) НАПИСАНИЯ ПРИСТАВОК (ПРЕДЛОГОВ)

1 шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)?

Да                      нет: пиши слитно,

                                             это приставка.

2 шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово?

Да: пиши раздельно,                 нет:                     

это предлог.                            пиши слитно,   

                                                 это приставка           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

1 шаг. Есть ли в слове "опасное" сочетание согласных?

     есть: [сн],[зн]                   нет:      проверять нечего. 

                                      

2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо.

 

3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное.

Слово "звездный": есть сочетание [зн],                  проверочные слов "звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами

"з" и "н" пишем букву "д": "звездный".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛГОРИТМ УПОТРЕБЛЕНИЯ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 шаг. Проверяемое слово - существительное?

Да                  Нет: проверь по словарю

2 шаг. Оканчивается на шипящий (ж, ч, ш, щ)?

Да                       Нет: проверь по словарю

3 шаг. Определи род: женский, мужской.

Женский: пиши «ь»     мужской: не пиши «ь»

Микки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1 шаг – ставлю в начальную форму.

2 шаг – определяю склонение (с опорой  на  род  и  окончание).

3 шаг – подставляю существительные, у которых окончания под ударением.

 I скл. – вода, земля  (твердый и мягкий варианты окончаний)

II скл. – слон, конь

III скл. – степь

Операции                                            Результат                                     

1. Ставлю в начальную форму     корзина                                     

2. Определяю склонение:            ж.р., окончание –а, I скл.

3. Подставляю проверочные слова вода – в воде

4. Пишу такие же окончания                 в корзине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

АЛГОРИТМЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ

 

1) Алгоритм проверки безударного звука [э] (на письме буква «е»). Применяется в тех случаях, когда безударный [э] не удается проверить ударным [э].

1 шаг. Можно ли подобрать проверочное слово с ударной «е».  Звучит [э] после мягкого согласного)?

Да                  Нет: проверь слово по словарю

 

2шаг. Сопоставь, сравни проверочное и проверяемое слова.

Напиши ту гласную, которая обозначает в проверочном слове ударный звук - букву «е». Проверь написанное.

 

 

Алгоритм проверки слов с 2-мя

безударными гласными в корне.

1шаг. В слове есть сочетания «-оро-», «-оло-», «-ере-», «-еле-». Какие гласные здесь безударные?

Оба гласных              один гласный: подбери проверочное

                                      слово

2шаг. Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука.

Удаётся найти                             не удаётся: проверь по

проверочное слово                     по словарю.

 

3 шаг. Подбери второе проверочное слово.

Удаётся найти                        не удаётся: проверь по

проверочное слово                словарю

 

ANTN0704шаг. Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочными. Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное.

 

 

 

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

            Пример: за син морем.

 

         Операции                     Результат

1.             Задаю вопрос           за синим                                                                         за каким?

 

2.              Пишу такое же окончание          

         (возможны варианты –ым и –им)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО

 МЯГКОГО ЗНАКА

1шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j]?            

         

да, слышится                        нет, не слышится

 

                       пиши без ь

 

2  шаг. Какие следующие буквы?   Есть ли Е, Ё, И, Ю, Я?

да, есть одна из них                    нет: пиши без ь

 

 

3  шаг. Пиши после согласного ь, после него - одну из указанных букв.

Проверь написанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с алгоритмами
орфографических правил
 в начальной школе

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

МОУ СОШ 6

стцы Октябрьской

Проценко Е.Л.

 

Hosted by uCoz